Основная цель проекта «Слепые гонки» направлена на создание инклюзивного вида спорта (спорт с равными возможностями для незрячих, слабовидящих, зрячих и людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), вторая цель проекта – психологическая реабилитация потерявших зрение и людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пререабилитация для теряющих способность видеть и/или испытывающих регрессию опорно-двигательного аппарата. Также прохождение курса подготовки по регламенту Клуба «Слепые гонки» призвано улучшить навыки пилотирования колесной техники зрячими и минимизировать шанс потери контроля при условиях ограниченной видимости. Первоначальное обучение как пилотов, так и штурманов проводится только в категории картинг класса «прокат».

Технический регламент

1. Требования к участникам.

1.1. Пилот. Пилотом может является лицо, соответствующее следующим требованиям:

а). Тотальное отсутствие зрения, либо незначительный его остаток; б). Возраст не менее 18 лет, либо не менее 16 лет с согласия родителей или законных представителей;

б). Добровольное искусственное ограничение зрения (повязка на глаза) при прохождении подготовки зрячими пилотами;

в). Отсутствие прямых медицинских противопоказаний, в том числе по психическому состоянию, к занятию активными видами спорта;

г). Хорошая реакция и умение быстро принимать решения в стрессовой ситуации;

д). Отсутствие алкогольной и наркотической зависимости (справки ПНД и НД).

1.2. Штурман. Штурманом может являться лицо, соответствующее следующим требованиям:

а). Возраст не менее 18 лет, либо не менее 16 лет с согласия родителей или законных представителей;

б). Отсутствие прямых медицинских противопоказаний к управлению автомототранспортными средствами; Допускается наличие ограничений по зрению, фактически не препятствующих самостоятельному управлению картом. Решение по допуску принимается после практического теста в присутствии инструкторов проекта.

в). Стрессоустойчивость и умение быстро принимать решения в экстремальных ситуациях;

г). Высокая обучаемость и гибкость мышления (для инструктора -- умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед);

д). Приветствуется наличие базового опыта управления мото и авто транспортом;

е). Возможно наличие повреждений опорно-двигательного аппарата, не препятствующих управлению картом, (каждый  конкретный случай рассматривается отдельно);

ё). Обязательна чёткая дикция и внятная быстрая речь.

2. Требования к техническому оснащению.

2.1 Транспортное средство. Для нужд проекта может применяться любое транспортное средство, удоволетворяющее следующим требованиям: а). Наличие у транспортного средства 3-х и более колёс;

б). Исправное состояние двигателя и тормозной системы;

в). Исправное информативное рулевое управление без систем автоматической корректировки: необходимо однозначное соответствие положение руля положению колёс, а также крайне желательно наличие чёткой обратной связи покрытия и руля;

г). Наличие всех возможных систем пассивной безопасности: дуги и каркасы безопасности, кресельные пристяжные ремни, а также достаточно громкая, но не оглушающая выхлопная система.  Рекомендуется яркая расцветка;

д). Допускается применение приспособлений, обеспечивающих дополнительную информативность управления: тактильная разметка секторности рулевого управления, звуковая индикация режимов КПП, звуковая индикация скорости;

е). Возможна установка дополнительной светотехники, зеркал и камер дополнительного обзора для удобства штурмана;

ё). Желательна установка средств автономного ориентирования: датчики препятствий с секторной звуковой индикацией, аналогичные парктроникам, но с увеличенной дистанцией, система отслеживания внешних маяков, ориентиров, GPS/ГЛОНАСС/компас со звуковым выводом; 2.2 Средства связи. Все средства связи и передачи данных должны иметь защиту от помех и наводок бортовой сети. Допускается применение следующих дополнительных технических средств:

а). Система внутришлемной полнодуплексной связи пилот-штурман. При использовании проводного варианта обязательно применение разъёмов типа "фаст" для исключения возможности нанесения травм кабельными соединениями экипажу при аварийном покидании борта. Допускается применение полудуплексной связи при условии размещения тангенты на руле;

б). Система дистанционного глушения ДВС; в). Система полнодуплексной связи "экипаж - наблюдатель" либо "пилот - дистанционный штурман", с радиусом действия более 50 метров;

г). Система передачи видеосигнала "пилот - штурман-наблюдатель" с радиусом действия более 50 метров и минимизированной задержкой сигнала. Актуально при дистанционной и автономно-ориентирной схемах.

2.3 Полная личная экипировка. Включает в себя три категории:

а). Одежда. Рекомендовано применение трёх слоёв одежды: нательное бельё (желательно хлопчатобумажное), термозащитный слой (в соответствии с условиями окружающей среды), ветро и влагозащитный слой (желательно с применением мембранных материалов и наличием вентиляционных отверстий). Одежда должна закрывать всё тело.

б). Защитная экипировка.

В обязательном порядке должна включать в себя следующие элементы: защитный шлем, обеспечивающий максимальную звуковую прозрачность и защиту головы от ударов и скольжения, элементы защиты всех суставов, позвоночника с шейным упором, кистей рук (мотоперчатки) и защитная обувь. При автономно-ориентирной схеме езды допускается применение иных шлемов по выбору пилота, обеспечивающих оптимальное сочетание защиты и звукопрозрачности, под ответственность пилота. В случае картинга требуется только шлем.

в). Дополнительное снаряжение. Средства связи, дополнительные средства ориентирования, средства индивидуальной медицины и средства первой медицинской помощи (аптечка).

2.4. Оснащение трассы. В случае автономно-ориентирной схемы движения звуковая обстановка вокруг трассы либо площадки не должна препятствовать восприятию пилотом звуковых ориентиров.

а). Трасса должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Асфальтовое либо плотногрунтовое покрытие, в зимнем варианте -- укатанный снег;

2. Ширина трассы -- не менее трёх корпусов транспортного средсва, участвующего в заезде;

3. Отсутствие на полотне трассы непреодолимых препятствий: деревья, здания и т.д., наличие зоны безопасности вокруг трека. В зоне безопасности допускается наличие останавливающих, малопроходимых элементов рельефа, не несущих прямой угрозы безопасности экипажа;

4. Наличие контрольных ограждений по бокам от полотна трассы (вешки, киперлента);

5. Наличие чётко обозначенных линий старта и финиша с зоной безопасности для хронометриста и судей;

6. На трассе допускается наличие дополнительных звуковых ориентиров, обозначающих сложные участки и повороты;

7. На трассе не допускается наличие боковых уклонов полотна с углом более 10 градусов;

8. На трассе допускается наличие спусков и подъёмов с углом уклона менее 30 градусов.

б). Для занятий по слепому картингу применимы стандартные картинг-треки. Желательно наличие следующих условий и модификаций:

1. Наличие звукоотражающих пластиковых бортов;

2. Наличие тактильно-сигнальных зон от бортов, например, возможно использование уличной тактильно-сигнальной плитки;

3. Наличие дополнительных звуковых и рельефных ориентиров, обозначающих сложные участки и повороты, а также звукового хронометра;

в). Для занятий по слепой джимхане применима прямоугольная асфальтовая либо плотногрунтовая площадка размером не менее 3-х радиусов разворота применяемого транспортного средства, в случае картинга – не менее 2-х радиусов. Площадка по периметру должна быть оснащена сигнальными и/или останавливающими ограждениями. На площадке не должно присутствовать никого, кроме пилота. Для обозначения фигур применяются защищённые звуковые маяки с различной тональностью звучания.  Звуковые маяки могут быть смонтированы в нетравмоопасные препятствия: автомобильные покрышки, конусы, пластиковые заграждения и т.д. На площадке допускается наличие малорельефных тактильных ориентиров: тактильная сигнальная плитка, кабель-каналы и т.д. Звуковая обстановка вокруг площадки не должна препятствовать восприятию пилотом звуковых ориентиров. Площадка должна быть оборудована системой видеофиксации, применяемой для оценки элементов пилотажа.

3. Взаимодействие.

3.1 Дистанционная схема.

а). Взаимодействие осуществляется при помощи канала полнодуплексной аудиосвязи;

б). Штурман находится на дистанции визуального контакта от пилота, и принимает решения на основании наблюдения. Либо, при наличии дополнительного канала передачи видеосигнала, при принятии решений опирается на визуальные данные с монитора.

в). Для взаимодействия "Штурман - Пилот" используется следующая система команд:

* "Ноль": положение руля, соответствующие движению по прямой;

* "Лево/право/" - "1/2/3": обозначает направление и степень поворота рулевого приспособления (в соответствии с градацией, для конкретного ТС); * "плюс" (дистанция, ускориться с учетом свободной дистанции);

* "минус" (дистанция, торможение с учётом дистанции до препятствия, либо сложного элемента);

* "стоп"/"поворот" ("малый"/"средний"/"круто"/"шпилька") -- начать торможение с учетом остановки либо поворота с указанной степенью крутизны. Легкий, до 30 градусов, средний -- до 60 градусов, крутой -- до 90 градусов, шпилька -- более 90 градусов;

* "спуск"/"подьем" (с обозначением дистанции) -- означает приготовиться к спуску или подьему через указанное количество метров;

г). Возможно комбинирование команд. Например "лево 1 10 0" -- держать руль в положении "лево 1", через 10 метров выровнять руль. Либо "0 плюс 100 подьем левый легкий" означает: выровнять руль на положение 0, после чего ускориться с учетом того факта, что через 100 метров будет подьем с поворотом налево менее чем на 30 градусов;

д). При приближении к повороту на скорости нужно указать угол руля и начать отсчет, после чего дать команду "пошел".

3.2. Автономная-ориентирная схема.

Реализуется только на трассах без резких перепадов высот и труднопреодолимых препятствий (картинг-трек, шоссейно-кольцевой трек, площадка для джимханы). Характеризуется полной самостоятельностью пилота в принятии решений по направлению и скорости движения на основании данных, поступающих из внешних источников, таких как:

а). Звук двигателя впереди идущей машины (лидер-машины);

б). Данных с бортовых датчиков: приближения (дистанция до препятствия) и скорости;

в). Внешних звуковых маяков, установленных на трассе, либо на лидер-машине;

г). Рельефных ориентиров (искусственные неровности, лужи и т.д.);

д). Возможно поступление команд по голосовому каналу от штурмана;

Примечание. Данная схема применима на любых трёх и более колёсных транспортных средствах, оснащённых внешними каркасами безопасности.

Организация соревновательного процесса

Соревновательный процесс базируется на рейтинговой таблице и включает в себя зачёт в двух категориях:

1.Заезд на время. Может проводиться в варианте «лидер». Движение происходит согласно п. 3.2. технического регламента, что обусловлено конструкцией ТС. В зачётной таблице принимают участие экипажи, состоящие из пилота без визуального контроля и штурмана (лидера).  Штурман принимает участие в заезде и в качестве пилота, выбрав себе другого штурмана по собственному усмотрению.  Очерёдность выхода экипажей на трассу определяется в соответствии с рейтинговой таблицей либо случайной жеребьёвкой – на усмотрение организаторов соревнования. Во всех вариантах проведения соревнований, исключая картинг, пересечение кем бы то ни было из экипажа границ оговоренной трассы приводит к начислению штрафного времени в размере, оговоренном организаторами данного соревнования. Трасса для проведения соревнований должна соответствовать п. 2.4 технического регламента. Единовременно на трассе находится одна пара пилот-лидер.

2.Слепая джимхана.  Заезд проводится в соответствии с п. 3.2 (кроме п.п. «а»).

Цель соревнования – чистое выполнение серии заранее оговоренных упражнений на площадке, оснащённой препятствиями со звуковыми маяками, на максимальной скорости за минимальное время.  Отсчёт времени начинается с момента старта пилота из старт-квадрата и прекращается по факту возвращения пилота в старт-квадрат после выполнения серии упражнений. За каждое касание элементов площадки начисляется штраф в размере 10% от времени прохождения площадки. Очерёдность выхода на площадку пилотов слепой джимханы определяется случайной жеребьёвкой. Результат пилота в соревновании определяется по лучшему результату за два заезда. Единовременно на площадке находится только один пилот.

Рейтинговая таблица.

Включает список пилотов (экипажей), время экипажей на домашнем треке, среднее время прохождения зрячим домашнего трека и коэффициент экипажа.

Рейтинг (коэффциент) пилота определяется разницей между результатами пилота на домашнем треке и средним результатом для зрячих на данном треке. Чем ближе средний результат незрячего к результатам зрячих, тем выше его рейтинг в таблице. Также, в таблицу могут быть внесены результаты пилота на пройденных им соревнованиях. Данные из рейтинговой таблицы могут учитываться при определении очерёдности выхода экипажей на трассу во время очных соревнований, по усмотрению организаторов.

Судейство и ответственность.

В судейскую комиссию во время соревнований могут быть включены: представители трека, представители спонсоров соревнований, представители спортивных федераций, представители региональных властей, а также иные независимые волонтёры -- не менее трёх человек.

Член комиссии не может быть участником соревнований.

В обязанности судейской комиссии входит определение очерёдности выхода экипажа на трек, фиксация результатов экипажей, наблюдение и контроль за исполнением правил данного регламента, решение спорных ситуаций и принятие решения по дисквалификации экипажей, награждение победителей соревнований. Экипаж может быть дисквалифицирован в случае покидания пилотом либо штурманом транспортного средства и невыполнения требований судей.

Ответственность за состояние спортивных снарядов и состояние трассы лежит на организаторах соревнований.

Судейская комиссия не рассматривает жалобы пилота/штурмана на некорректный пилотаж напарника.